Вав
Понятие: Сила, соединяющая и связывающая все элементы Мироздания.
Смысл названия буквы: Крюк.
Форма: Прямой столб.
Число: 6.
Пространство: Телец
Время: Месяц Ияр.
Человек: Правая почка.
Качество: Созерцание.
Архетип: Иссахар.
Канал: От Кетер к Бина.
В начале Творения, когда Бесконечный Свет наполнял всю реальность, Бог сжал Свой Свет, чтобы создать пустое пространство, то есть «место», необходимое для существования конечных миров. В этот вакуум Бог как бы опустил одну линию света из Бесконечного Источника. Этот луч света и есть тайна буквы Вав. Хотя линия кажется одномерной, на самом деле у нее есть два измерения — внешняя и внутренняя силы, — и обе они участвуют в процессе Творения и непрерывном взаимодействии между творящей энергией и сотворенной реальностью. Внешняя сила линии выделяет и разделяет различные аспекты реальности, утверждая тем самым в Мироздании вертикальный иерархический порядок. Внутренняя же сила линии открывает включения одних аспектов реальности внутри других, тем самым соединяя их в единое органическое целое. В иврите Вав в этом качестве называется «связывающее Вав» и проявляется в соединительном союзе вау («и»).
Первое Вав в Торе появляется в начале шестого слова Торы, является двадцать второй буквой стиха - намек на силу соединения и связывания всех 22 отдельных энергий Мироздания, то есть 22 букв еврейского алфавита.
Буква Вав также обладает свойством обращать явное время глагола — из прошлого в будущее или наоборот. Сила превращать прошлое в добро есть сила Вав превращать прошлое в будущее. Само это превращение парадоксальным образом требует привлечения света из будущего в прошлое. В привлечении будущего в прошлое и заключается секрет изучения внутренних учений Торы, того аспекта Торы, который связан с откровением о приходе Мессии. Когда человек усердно изучает тайны Торы, он черпает из будущего в прошлое, дабы укрепить себя к «возвращению» в полной тешуве в любви и тем самым превратить свое прошлое в будущее.
Вав связана с Тельцом и означает «глаз». Существует сходство между первой материнской буквой Алеф (бык) и буквой Вав, которая связана с Быком (Тельцом). Разница же заключается в том, что Алеф соответствует этому знаку в его созидательном аспекте, а Вав — в проявлениях этой силы на Земле.
Заин
Понятие: Сила, позволяющая ор хозер (Божественному свету, отражаемому Мирозданием вверх) подниматься выше точки собственного порождения.
Смысл названия буквы: Оружие; корона; вид; питать.
Форма: Буква Вау с короной.
Число: 7.
Пространство: Близнецы.
Время: Месяц Сиван.
Человек: Левая ступня.
Качество: Движение.
Архетип: Завулон.
Канал: От Хохма к Гебура.
«Добродетельная жена — венец для мужа своего» - намекает на форму буквы Заин. Вав, изображает ор яшар («прямой свет»), нисходящий от Бога в миры. Заин, по форме напоминающий Вав, но увенчанный короной, отражает ор яшар буквы Вав как ор хозер («возвращающийся свет»). Ор хозер восходит с такой великой силой, что достигает даже более высокого состояния сознания, чем исходная точка ор яшар. Достигая Кетер он расширяет свое осознание и вправо (любовь к Богу), и влево (страх Божий). Переживание ор хозер по завершении процесса Творения, связанного с ор яшар, то есть по сотворении человека в шестой день, является тайной седьмого дня Творения — Субботы. «Царица Суббота», которая в целом и означает женщину в ее отношении к мужчине — «добродетельную жену, венец для мужа своего» — обладает силой открыть в своем муже его собственную сверхсознательную корону, опыт безмятежного удовольствия и утонченной воли, присущий дню Субботы.
Буква Заин символически представляет как питание, так и вооружение. Эти два понятия тесно связаны. Заин имеет форму копья, указывая на то, что средства к существованию человек добывает в борьбе.
Заин есть осуществление, завершение того, что было выдохнуто материнской буквой Алеф, поскольку Победа числа 7 достигается окончательной властью над своим дыханием. Победитель с Мечом буквы Заин в руке должен обрести абсолютную власть над своей речью, ибо оружие это, в одном из значений, есть могущественная сила языка. Речь — одна из величайших сил, ибо совмещает силы звука, числа, цвета и, на письме, — внешнего облика...
Заин связана со знаком Близнецов. Ее буквальное значение — «меч», «оружие», а иероглифически она изображает стрелу. Заин представляет человека в тот момент, когда он уже способен постичь основополагающие принципы жизни и, пользуясь мощью своей усовершенствованной человечности, зажать их в руке, словно оружие, которым он добудет свою собственную судьбу. Только тогда он сможет править, ибо еще одно значение буквы Заин — «скипетр».
Хет
Понятие: Диалектика «убегания и возвращения» между абсолютным единством Бога и кажущейся множественностью Творения.
Смысл названия буквы: Страх; жизненнач сила.
Форма: Противодействующие силы Вау и Заин соединены вверху аркой.
Число: 8.
Пространство: Рак.
Время: Месяц Тамуз.
Человек: Правая рука.
Качество: Зрение.
Архетип: Рувим.
Канал: От Хесед к Тиферет.
Хет — это буква жизни (ивр. хаим). Есть два уровня жизни: «сущностная» и «оживляемая». Сам Бог находится в состоянии «Сущностной жизни». А его созидательная сила, постоянно пронизывающая всю реальность, есть «жизнь оживляемая». Отражение света души, сияющего вниз и оживляющего тело, находится на уровне «жизни оживляемой». Этот второй уровень жизни, та «жизнь как таковая», которая нам известна, проявляется как пульсация. Это тайна «убегания и возвращения».
Буква Хет есть сочетание Вав и Заин, соединенных линией-мостом, называемой хатотерет («горб»). Новая энергия, вызываемая союзом Вав (ор яшар) и Заин (ор хозер), есть тайна «парения», или «касания без касания». Образ «парения» (мерахефет) появляется в самом начале рассказа о Творении: «и дух Божий парил над водою». Это первое слово в Торе, которое нумерологически является произведением числа 26 (728 = 28 х 26), числового значения Божественного Имени Хавая. Двадцать восемь, в свою очередь, — числовое значение слова коах, «сила». Итак, полное нумерологическое значения слова «парил» — «сила Бога».
Хет намекает на тонкое равновесие между откровением нам Божьего Присутствия (штрих Вав буквы Хет) и сокрытием Его созидательной силы от Его Творения (штрих Заин буквы Хет).
Хет связана с зодиакальным знаком Рака. Иероглифический смысл буквы Хет — возделанное «поле», где созревают посевы. Она выражает основополагающую силу знака Рака — великого материнского знака, что управляет грудью, вскармливающей всех.
Тет
Понятие: «Инверсия», или сокрытие, Божьей благожелательности в этом мире.
Смысл названия буквы: Наклон; посох; ниже; постель.
Форма: Сосуд с завернутым внутрь краем; мех для воды.
Число: 9.
Пространство: Лев.
Время: Месяц Ав.
Человек: Левая почка.
Качество: Слух.
Архетип: Симеон.
Канал: От Хохма к Тиферет.
Тет — начальная буква слова тов, «добро». Форма этой буквы — «свернутая», указывающая на сокрытое, инвертированное добро, как сказано в Зогаре: «его добро сокрыто внутри него». Форма буквы Хет символизирует союз жениха и невесты, завершающийся зачатием. Тайна же буквы заключается в способности матери выносить свое внутреннее, скрытое добро, плод, на протяжении периода беременности. Хет - таинство зачатия и таинство вынашивания.
В первом стихе Торы — «В начале сотворил Бог небо и землю» — первые буквы слов «небо и землю» образуют «сокрытое Имя» Бога в Мироздании (Алеф-Хе-Вав-Хе). Нумерологическое значение этого имени — 17, такое же, как у слова тов, «добро». Слово цадик соответствует 12 х 17 = 204 (а это общее значение двенадцати превращений четырех букв этого сокрытого Имени). Цадики (праведники), называемые «добрыми», обладают силой сокрытого Имени (произведенного от «неба и земли»), и таким образом открывают внутренний свет и смысл Творения. Как Алеф способен выдерживать вес противоположностей (твердь, соединяющая верхние и нижние воды), так и Тет обладает силой объединять высший и низший миры, «небо и землю». В служении души эта сила проявляется в человеке, когда он достигает состояния «в мире, но и вне мира». Быть «в мире» означает полностью осознавать мирскую реальность для того, чтобы исправлять ее. Быть «вне мира» означает полностью осознавать, что на самом деле «нет ничего, кроме Него». Мидраш обращает внимание на то, что выражение «он хорош» первый раз в Торе употреблено при описании сотворения света.
Полное учение буквы Тет таково: посредством служения души вся реальность становится «беременной» Божьей Бесконечной добротой и красотой; так достигается гармония и мир для «неба и земли».
Тет связана с зодиакальным знаком Льва, сердцем Великого Человека. Значение названия Тет — «змей», а девятка — Число Посвящения. Посвященного называют Нагом, или Змеем Мудрости. Подобно тому, как обновленная змея есть змея прежняя, но ставшая длиннее и совершеннее, так и Посвященный сохраняет былую личность, однако в более совершенном виде, ибо отныне она дополнена всеми нераскрытыми способностями.
Иероглифический смысл буквы Тет — «крыша» — подразумевает кров, защиту. Другое значение этой буквы — Эл Хай, «Бог Живой», ибо это сила Единой Жизни, проявляющаяся в человеке как электродинамическая энергия, Кундалини, или Сила Змеи: поднимаясь под властью одухотворенной Воли, она делает человека Посвященным. В этом смысле Тет указывает на то, что мы способны осознанно выразить мощь Бога Живого лишь после того, как пройдем Великое Посвящение девятки и станем «мудры, как змии, и просты, как голуби». Значение буквы Тет — «крыша» — подразумевает, что по мере духовного роста и приближения к своему Посвящению мы развиваем в себе центр, который индийцы именуют «центром Сиддхи». Развившись, этот центр превращается в настоящий оберегающий кров величия над головой соискателя. Из этой «крыши» проливается золотой дождь силы, подобный изысканной золотой дымке, образующей Защитный Покров. Это Знамя Любви, поднимаемое над святыми Женихом, о котором в Песни Песней сказано: «Он ввел меня в дом пира [число 9], и знамя его надо мною — любовь» (2:4). На всех образах святых мы видим это Знамя, изображенное в виде золотого круга, расположенного горизонтально прямо над головой. Не следует путать его с нимбом, который размещается в вертикальной плоскости и символизирует искристые цвета ауры. Девятая буква выражает также идею Мудрости, ибо защитный кров, или крыша, является следствием Мудрости самого Посвященного.
Йод
Понятие: Сосредоточение бесконечного внутри конечного.
Смысл названия буквы: Кисть руки; пронзать.
Форма: «Подвешенная» точка с острием, выдающимся вверх, и хвостиком, тянущимся вниз.
Число: 10.
Пространство: Дева.
Время: Месяц Элул.
Человек: Левая рука.
Качество: Действие.
Архетип: Гад.
Канал: От Тиферет к Нецах
Буква Йод, маленькая «висящая» точка, открывает искру фундаментального добра, скрытую в букве Тет. После цимцум, сжатия Божьего Бесконечного Света с целью создания «места» для Творения, в пустоте осталась единственная потенциальная точка, или «отпечаток». Тайна этой точки — способность Бесконечного содержать в Себе конечные феномены и выражать их для видимой внешней реальности. Конечное проявление начинается из нуль-мерной точки, развиваясь затем в одномерную линию и двухмерную поверхность. На это указывает и написание названия буквы Йод: Йод-Вав-Далет, точка-линия-поверхность. До цимцум сила ограничения была сокрыта, латентна внутри Бесконечной Сущности Бога. После цимцум эта сила открылась, и парадоксальным образом Бесконечная Сущность Бога, которая поначалу «скрывала» силу ограничения, теперь сама стала скрытой в точке сжатого света.
Из этой точки ограничения открывается тайна десяти Сефирот, Божественных каналов света, через которые Бог непрерывно создает Свой мир. Десять, нумерологическое значение буквы Йод, — это также и число Заповедей, открытых Богом Своему Народу Израилю на горе Синай. Все заповеди обладают силой Йод: «в малом содержится многое»; каждая из них есть особый канал откровения Божественного Бесконечного Света в конечной реальности. Йод — это рука Бога, сильная рука, выводящая нас из рабства. Йод — это та рука, которую человек использует, чтобы не потерять читаемую им в Торе строку... Десятая буква алфавита, Йод, лишь чуть больше точки и не делится на составляющие. Она подразумевает Единого и Неделимого Бога. Хотя Его качества многочисленны и порой противоречивы, все они вытекают из единого источника.
Хотя Йод относится к двенадцати «простым», это одна из наиболее важных букв. Значение этой буквы — «начало всего», ибо именно из Йод и посредством Йод были созданы все прочие буквы. Иероглиф Йод изображает указующий вверх человеческий палец — символ высоких устремлений, а также приказания.
Йод олицетворяет человечество в целом: в нем два проявления человечности, мужское и женское (2 x 5), сливаются в единице (2 х 5 = 10 = 1). Йод обозначает все силы Отца (1), но теперь, в числе 10, они уже выражены во всей полноте.
Буква Йод, обозначающая Деятельное Начало во всех проявлениях жизни, символизирует Перевоплощающееся Эго. Как число 10 вновь и вновь повторяется в своих кратных, где каждая десятка указывает на новый цикл эволюции и опыта, так и Эго приумножает свой опыт по мере поступательного прохождения через циклы эволюции в своем путешествии. При достижении каждого нового десятка значение числа 10 увеличивается благодаря появлению очередной цифры (20, 30, 40 и т. д.), тогда как еще более крупные циклы образуются путем добавления цифровых разрядов (100, 1000, 10000 и т. д.). Нечто схожее происходит и с Эго: оно проходит через малые перевоплощения, причем каждое из них подчиняется своему этапу развитию, сравнимому со сменой цифр. Затем, в определенные циклические периоды, случается решающее, или главное, перевоплощение, в котором, словно при добавлении цифрового разряда, Эго берется за осуществление своей великой изначальной миссии в проявленном мире. Это начало нового, высшего цикла, во время которого Эго развивает и обогащает свой опыт большими и высшими аспектами проявленного — подобно единице, добавляющей новые цифры. Каждая такая цифра означает, что Душе открылись новые, еще не проявлявшиеся переживания, высшая форма былого опыта, который Душа уже миновала и успешно выразила.
Как одна личность проходит малые и крупные перевоплощения, или циклы, так и человечество в целом минует малые циклы развития, соответствующие цифрам, а затем — решающие, крупные циклы, в которых совершенные проявления Человека Божественного (числа 10) выражаются в земном мире в лице Аватара. Каждый Аватар — олицетворение и выражение приходящего вместе с ним нового цикла, очередного нуля, непроявленной Истины. Хотя все Аватары совершенны и безупречны, как само число 10, каждый из них является в мир как бы с добавленной цифрой. Всякая новая эпоха — это очередной ноль, который можно развить только посредством Света Точки в этом нуле, а она отражается в одухотворенных учениях именно этой эпохи, выраженных в категориях мышлениях текущей расы и включающих ее новейшие открытия. В жизни отдельной личности каждый новый этап тоже является таким нулем.
Ламед
Понятие: Стремление сердца усвоить знание.
Смысл названия буквы: Учиться; учить.
Форма: Башнеобразный штрих Вав взгромоздился на букву Каф.
Число: 30.
Пространство: Весы.
Время: Месяц Тишрей.
Человек: Желчный пузырь.
Качество: Осязание и половые сношения.
Архетип: Ефрем.
Канал: От Ход к Йесод.
Название буквы Ламед (Ламед-Мем-Далет) следует понимать как аббревиатуру фразы лев мейвин даат («сердце, понимающее знание»). Нумерологическое значение этой фразы (608) равняется произведению 32 («сердце») и 19 («Ева»). Таким образом, она равнозначна словам «сердце Евы». Адам — это тайна мозга, Ева — тайна сердца, а змей Эдемского Сада — тайна печени. Адам и Ева, суть духовные силы, первая из которых отдает, а вторая — принимает. Брачный союз связан с тайной знания, ибо сказано: «Адам познал Еву, жену свою». Поэтому считают, что Адам и Ева представляют учителя и ученика.
Форма буквы Ламед символизирует, стремление искреннего ученика узнавать новое. Буквальное значение названия буквы Ламед — «учиться»/«учить». Семя мудрости, на которое указывает буква Йод, опускается из мозга (Адама), чтобы оплодотворить полное сознание сердца (Еву). Сердце устремляется вверх, чтобы получить от мозга эту точку постижения. В этом и заключается тайна формы буквы Ламед: сердце устремляется ввысь, чтобы принять в себя точку мудрости («понять знание») — тот штрих Йод, который расположен на вершине буквы Ламед. В Торе сердце символизирует фундаментальную идею сосуда, тайну Евы.
Ламед — величественная буква, возвышающаяся над всеми остальными из своего места в центре алфавита. Таким образом, она символизирует Царя Царей, Верховного Владыку.
Иероглифически двенадцатая буква, Ламед, обозначает протянутую руку человека или что-либо иное, что можно вытянуть и сделать жестким, дабы применить силу и выполнить определенную работу.
Буква Ламед соответствует зодиакальному знаку Весов. Кроме того, она представляет руку Закона Божьего, вытянутую и удерживающую весы правосудия так, чтобы ничто не мешало свободному ходу их чаш и малейшее дыхание Духа Жизни могло привести их в движение. Эту букву называют «господствующей над половым желанием». Именно эта сила выступает важнейшим фактором, затрагивающим равновесие жизни. Поэтому данная буква в первую очередь символизирует состояние уравновешенности, которое должно быть достигнуто в результате равновесия половых сил, а также приложение усилий, необходимых для реализации этой цели.
Ламед - это срединное состояние, в котором Единая Жизнь вечно проявляется посредством двух составляющих, Божественной и человеческой. Она выражает способность жизненной силы проявлять себя.
Еще одним значением буквы Ламед является стрекало, которым подгоняют быков. Стрекало выражает идею чего-то, чем можно бить или наказывать быка, чтобы заставить его — символ нашей животной сущности — выполнять свою работу или использовать обилие его жизненной силы и энергии на пользу человеку.
Нун
Понятие: Падение из состояния без эго в состояние самосознания.
Смысл названия буквы: Рыба; царство; наследник престола.
Форма: Острый угол (склонившийся в поклоне слуга) с короной вверху. Конечная форма: та же фигура, но с основанием, опущенным вертикально.
Число: 50.
Пространство: Скорпион.
Время: Месяц Хешван.
Человек: Внутренности.
Качество: Обоняние.
Архетип: Манассия.
Канал: От Нецах к Йесод.
В арамейском языке слово нун означает «рыба». Мем, морская вода, — естественная среда обитания Нун, рыбы. Нун «плавает» в Мем, покрытая водами «тайного мира». У существ «тайного мира» отсутствует самосознание. Наземные же животные, в отличие от рыб, самосознанием обладают.
Души Израиля делятся на две категории, символизируемые рыбами и наземными животными. Прототипами этих двух категорий выступают левиафан и бегемот. В настоящее время эти две категории душ соответствуют двум внутренним склонностям души: к сокрытым и тайным либо к открытым и узаконенным аспектам Торы. Гематрическое значение слова левиафан — такое же, как у Малкут: 496. Сефиру Малкут изображают как море, приливами которого управляет сила луны. Когда Малкут опускается, чтобы оживить низшие миры, ее символизирует земля. Левиафан есть символ Божественного Источника «царства». В иврите буква Нун означает царство и, в частности, наследника престола.
Нун — четырнадцатая буква алфавита, а 14 — число имени Давида, основателя вечного Царства Израиля. Наследником Давида является Машиах бен Давид, о котором сказано: «доколе пребывает солнце, будет править имя его». Машиаха также часто называют «упавшим». В Торе с буквой Нун в целом связывается образ падения. Душа Мессии ощущает себя постоянно падающей и умирающей; если бы ее не «ловила» вечно присутствующая Рука Бога, она бы упала на землю и разбилась насмерть. Сознание падения есть отражение состояния рыбы, не обладающей эго, которую насильственно вытащили из естественной водной среды на сушу.
В главе десятой «Чисел» (ветхий завет) перед стихом 35 и после стиха 36 стоят перевернутые буквы Нун. Никто не знает, почему. В этих стихах сказано: «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!».
Нун соответствует зодиакальному знаку Скорпиона. Она означает нечто происходящее из изначальных вод; нечто существующее с самого начала появления нашей планеты, с времен, когда еще не расступились воды Бездны, или просто обитающее или плавающее в материнской стихии (воде), которая лежит в основе проявления всей жизни.
Некоторые толкователи иероглифики называют букву Нун «детищем» и связывают ее с порождением. Кроме того, Нун называют символом индивидуального телесного существования.
Буква Нун считается господствующей над обонянием. Развивающаяся Душа, подобно распускающемуся цветку, источает свой собственный запах. На высших уровнях этот аромат легко отличим и служит решающим фактором в привлечении к развивающейся Душе необходимых ей сил и помощников.
Буква Нун выражает также идеи сосредоточенности и гармонии. Некоторые связывают ее с любовью к родному дому — не показной, но совершенной любовью и гармонией в семейной жизни.
Самех
Понятие: Циклическая природа опыта и приносимая им невозмутимость.
Смысл названия буквы: Поддерживать; полагаться на что-то; веление.
Форма: Замкнутый круг, кольцо.
Число: 60.
Пространство: Стрелец.
Время: Месяц Кислев.
Человек: Нижняя часть желудка.
Качество: Сон.
Архетип: Вениамин.
Канал: От Тиферет к Ход.
Круглая форма буквы Самех символизирует фундаментальную истину, выраженную на всех уровнях Торы и реальности: «их конец в начале, а начало в конце». Это проявление Божьего Трансцендентного Света, равно окружающего каждую точку реальности («Он ровен и уравнивает малое и большое»). Здесь «конец» — это работа внешнего круга, «начало» же есть конечная цель круга внутреннего: откровение внизу, в Мирах, самой Сущности Бога, латентно присутствующей в простой вере, неотъемлемой от невозмутимого мирского служения. Хотя на внешних уровнях сознания преходящие события этого мира не должны затрагивать вас, на более глубоких, внутренних уровнях, связанных с Душами и Божеством, надлежит постоянно стремиться все крепче и крепче держаться за Бога и все лучше понимать Его Волю для Творения, выраженную в Торе и мицвот (заповедях). Во внешнем статическом круге существует внутренний динамический.
Буква Самех, название которой означает «поддержка, опора», — это та Божественная сила, которая поддерживает и поднимает «упавшего». Она же — единственная буква в алфавите, чья форма охватывает два аспекта: округлую пустую внутреннюю площадь и обрамляющий ее внешний контур. Бог совершенно духовен по Своей природе и не имеет ни физической формы, ни физических качеств, что и символизирует чистая внутренняя область. А округлый замкнутый контур буквы Самех подразумевает всю землю, пронизанную Его Славой. Так что, где бы ни находился человек, он повсюду остается в контакте с Вездесущим.
Самех соответствует зодиакальному знаку Стрельца, двойному знаку «коня и его Всадника». Знак Стрельца оказывает либо чрезвычайно благотворное влияние, если всадник сидит на коне и управляет им, либо крайне пагубное, если всадник отождествляет себя с конем и превращается просто в Кентавра. Самех называют стрелой, которую выпускает Стрелец, а также это меч в руках истинного Рыцаря, которым он может завоевывать. Буква Заин тоже обозначает оружие, но Самех — это нечто вроде бумеранга: оружие, возвращающееся в то место, откуда его выпустили.
Кроме того, в своем значении эта буква тесно связана со змеей, но здесь мы имеем змею, заглатывающую собственный хвост; таким образом, получается круг, замыкающийся в своей начальной точке. И число 15, и буква Самех в течение некоторого периода времени неизбежно ограничивают свободу воли человека. Но из старого появится новое, позволяющее человеку развиваться далее. Таким образом, змей, соблазнивший в Саду Эдема прародителей человечества, принес им плод с Дерева Жизни. Но если такой плод сорвет и съест человек, не готовый принять и переварить его, то горе, страдание и смерть будут столь же неизбежны, как несварение желудка у новорожденного младенца, если накормить его мясом. На смену невинности незнания придет чистота, достигнутая с помощью как обретенного в страданиях опыта, так и почерпнутой из внутреннего Учения мудрости.
Буква Самех символизирует фатум и судьбу, грех и страдание, смерть и дьявола. Еще одно значение, приписываемое букве Самех, касается таинственных астральных потоков, которые окружают Землю и действуют как огромное вогнутое зеркало — причем отражение получается перевернутым и может сбивать с толку. Кроме того, эта буква господствует над сном, ибо во время сна, если только у нас нет должной тренировки и руководства, мы склонны блуждать в плохо понимаемых нами астральных сферах.
Самех связывают также с желудком, поскольку только способность переваривать и усваивать Мудрость может питать человека и благополучно провести его через периоды развития Души. Для получения ответов одной лишь учебы недостаточно, но, если мы надеемся усвоить мудрость, учеба так же необходима, как питание для физического тела.
Аин
Понятие: Постоянный присмотр Бога за каждым элементом Мироздания.
Смысл названия буквы: Глаз; цвет, источник.
Форма: Насильно открытый штрих Нун (смиренный слуга) с вклинившимся в него штрихом Вау (Божественный поток).
Число: 70.
Пространство: Козерог.
Время: Месяц Тевет.
Человек: Печень.
Качество: Гнев.
Архетип: Дан.
Канал: От Бина к Тиферет.
«Земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года.» Годичный круг - «конец в начале» и «бесконечный цикл», тайна буквы Самех. Тайна буквы Аин (название которой означает «глаз») — Божественное Провидение, «глаза» Бога, управляющего этим циклом.
Название буквы Аин нумерологически равняется 130, или 5 х 26. А 26 — это число Имени Хавайя. Это понимается так, что глаз обладает пятью Божественными силами. У правого глаза есть пять состояний доброты, у левого же — пять состояний суровости, или могущества. В Псалмах два стиха говорят о Божьем Провидении над человеком. Первый гласит: «Око Господне над боящимися Его». Второй утверждает: «Очи Господни обращены на праведников». Качество страха Божия относится к сознанию Сефиры Малкут, уподобляемой добродетельной жене. Малкут созидается и управляется пятью «могуществами»; это тайна левого глаза Бога. Поэтому в стихе «Око Господне над боящимися Его» Око (Глаз) стоит в единственном числе: речь идет только о левом глазе. В «мужской фигуре», соответствующей шести качествам сердца, Провидение отражает равновесие пяти видов доброты и пяти могуществ Бога. Поэтому в стихе «Очи Господни обращены на праведников» Очи (Глаза) упоминаются во множественном числе. Тут речь идет и о правом, и о левом глазах Бога.
“Буква Аин не говорит. Она только смотрит. Закройте глаза. Откройте рот. А теперь попытайтесь увидеть. Это и есть звук буквы Аин.”
Аин — шестнадцатая буква еврейского алфавита соответствующая зодиакальному знаку Козерога. Ее значение — «глаз». Аин - внутреннее око, служащее органом духовного видения. Мы можем сказать, что действительно видим, только после внутреннего постижения увиденного внешним зрением. Шестнадцатая буква представляет глаз как Окно Души, завершившей свой первый цикл, в котором полностью проявилась физическая оболочка для света Души, для не имеющего себе равных великолепия славы Господней. Но здесь человек, пользуясь свободой воли, может сделать из этого глаза открытое окно, через которое воссияет эта слава, или превратить его в дурной глаз, орудие зла, а свет славы преобразовать в гипнотическую силу, подобную той, которой змея притягивает к себе свою жертву.
Цади
Понятие: Вера праведника.
Смысл названия буквы: Праведник; сторона, бок; охотиться.
Форма: Штрих Йод (жизненспособность мудрости), вклинившийся в верхнюю часть спины согнутой буквы Нун (смиренного слуги). Конечная форма буквы: та же фигура, но с основанием, вытянутым вертикально.
Число: 90.
Пространство: Водолей.
Время: Месяц Шеват.
Человек: Верхняя часть желудка.
Качество: Вкус.
Архетип: Асир.
Канал: От Гебура к Тиферет.
«Праведный своею верою жив будет.» Форма буквы Цади, больше всего напоминает Алеф. Согласно учению Каббалы, 22 буквы алфавита делятся на 11 пар, в которых буквы близки по форме. «Напарницей» буквы Алеф, Хозяина Вселенной, является буква Цади, Праведник, на котором «земля держится».
С буквы Цади начинается слово целем, «образ», по которому Бог сотворил человека. В Каббале считается, что Цади слова целем соответствует трем сознательным уровням души: уму, сердцу и действию. Оставшиеся же две буквы слова целем (Ламед и Мем) соответствуют двум трансцендентным уровням души: «живому» (хайя) и «единому» (йехида). Эти два уровня становятся сознательными как два состояния веры праведника (цадика): веры в Трансцендентный Свет Бога, первоисточник мироздания, и в саму Сущность Бога, первоисточник откровения Торы и мицвот (заповедей). Слово цадик гематрически равно 204, а эмуна («вера») — 102. 204 = 2 х 102. Также и в стихе «Праведный своею верою жив будет» буквы слова б’эмунато («своею верою») можно прочесть как «два уровня веры». Жить своей верой означает испытывать величайшую радость в служении Богу.
Буква Цади относится к месяцу Шеват, «чувство» которого — еда, прием пищи. Сказано: «Праведник цветет, как пальма». Нумерологическое значение слова «цвести» (перах) — 288. Это указание на тайну 288 «павших искр» (в процессе Творения десять первоначальных «сосудов» (некудот) Божественного Света разбились, образовав 288 «искр» (ницоцин), различные аспекты которых образовали все разнообразие иерархических миров), поднимать которые и есть служение Божественного сознания цадика (праведника), происходящее в акте еды. Во всякой деятельности, даже вроде бы совершенно мирской, цадик «знает» Бога («Во всех путях твоих познавай Его»).
Цади также означает «охота». Святое «чувство еды», присущее букве Цади, — это умение охотиться за 288 павшими искрами разбитых сосудов, находить их, освобождать и возвышать. В свою очередь, искупленные искры еще больше возвышают душу праведника, возносят его сознание на новые уровни Божественного восприятия. “Никто не может быть единственным Цадиком. Необходимо по меньшей мере девять других. Мы способны возвыситься, только объединившись с другими, которым тоже это никогда бы не удалось сделать самим. Это цибур, общество. Единственным же мотивом создания общества является цдака, благотворительность.”
Цади — восемнадцатая буква, соответствующая знаку Водолея. Ее значение — рыболовный крючок. Им Посвященный должен вытащить Левиафана из моря.
Цади приписывают значение цели или завершения. Например, располагаясь в начале слова, эта буква обозначает движение к намеченной цели. В конце же слова она указывает на завершение, на то, что цель достигнута.
Коф
Понятие: Парадокс святости: отчуждение трансцендентной Божественной жизненной силы материальной сферой.
Смысл названия буквы: Обезьяна; окружать; касаться; сила.
Форма: Штрих Реш (трансцендентный Бог) парит над опускающимся штрихом Заин (павшие искры святости).
Число: 100.
Пространство: Рыбы.
Время: Месяц Адар.
Человек: Селезенка.
Качество: Смех.
Архетип: Неффалим.
Канал: От Бина к Хесед.
Вездесущность: искупление павших искр.
Буква Коф часто воспринимается как сокращенное кедуша («святость»). В иврите слово «святой» означает «отдельный».
Цади «охотится» за павшими искрами. Святая искра, удерживаемая «ниже линии», в физической материи, является тайной буквы, Коф, которая, будучи присоединена к Цади, образует полное, исправленное имя — Цадик.
Буква Цади — восемнадцатая в алфавите, а 18 есть гематрия слова хай («жизнь»). Таким образом, Цадик символизирует силу оживления павших искр, представленных буквой Коф. Коф, девятнадцатая буква, есть тайна «Евы» (ивр. Хава = 19). Адам — это тоже число 18 (1 + 4 + 13) и, соответственно, хай, жизнь. «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». Но о ней же сказано: «ноги ее нисходят к смерти», ибо, согрешив и съев («чувство» буквы Цади) от Дерева Познания, она привела смерть в этот мир. Но даже в трупе скрывается искра жизни: она ждет силу цадика (хай, жизни), которая пробудит ее и воскресит тело. Каждому павшему, «мертвому» физическому объекту присуща не только такая скрытая внутренняя искра жизни, но и витающий над ним относительно трансцендентный «пар». (Слово «пар», хевел, — это также имя второго сына Адама и Евы, Авеля. Хевел = 37 = 18 + 19.) Эти два компонента жизни, присутствующие в кажущемся состоянии смерти, соответствуют двум штрихам буквы Коф — Реш (витающий пар) и Заин (скрытая искра). Буква Коф символизирует, помимо прочего, реальность павших искр, а также парадокс вездесущности Бога, Его одновременной трансцендентности и имманентности. Внутренняя святость каждой искры служит залогом ее окончательного искупления и возвышения праведником-цадиком. Число 19, соответствующее букве Коф, служит основой иудейского календаря (19-летний цикл Луны и Солнца). Луна представляет женскую фигуру, олицетворением которой является Ева (Хава = 19). Солнце — это мужская фигура (наделяющая светом, в отличие от Луны, получающей свет), олицетворение которой — Адам. Когда буква Коф предшествует букве Цади, получаем слово кейц («конец») . Конец тьмы, приход Мессии и воскресение мертвых, будет последним откровением великого света и энергии, латентно присутствующих в тайне буквы Коф.
“Нижний штрих буквы Коф представляет человека, взывающего к Богу. А верхним штрихом Бог очень тихо шепчет, чтобы узнать, действительно ли вы слушаете.”
Заключение
Мишна 1: Вот они три праматери Алеф - Мэм - Шин. Из них три праотца. Они воздух, вода, огонь. Из праотцов потомки, три праотца и их потомки, и семь звезд, и их армии, и двенадцать ребер по диагонали.
Мишна 2: Три праматери Алеф - Мэм - Шин - воздух, вода, огонь. Огонь наверху, вода внизу, воздух дух, закон склоняющий между ними. Знак тому огонь, поддерживающий воду. Мэм молчащая, Шин свистящая, Алеф воздух дух, закон склоняет меж ними.
Мишна 3: В мире как на троне, кругооборот в году как царь в государстве, сердце в душе как царь на войне.
Мишна 4: Также одно против другого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро различает зло и зло различает добро, доброта хранится для хороших и зло для злых.
Мишна 5: Трое, каждый из них самостоятельно стоит: один защищает, и один обвиняет, и один склоняет меж ними. Семь, трое против троих и закон один склоняет меж ними. Двенадцать стоят в войне: трое любят, трое ненавидят, трое оживляют и трое умерщвляют. Трое любящих - сердце и уши, трое ненавидящих - печень, желчный пузырь и язык, трое оживляющих - две ноздри и селезенка, трое умерщвляющих два отверстия и рот. Творец, Царь верный, управляет всеми из места святого Его навечно. Один над тремя и трое над семью, семь над двенадцатью, все связаны плотно друг с другом.
Мишна 6: Вот двадцать две буквы, которыми отпечатал и создал три книги, из них весь свой мир сотворил, сформировал ими всех сформированных и всех будущих сформированных.
Мишна 7: Когда пришел Авраам, посмотрел, увидел, понял, исследовал, установил и вырубил - получилось у него творение, как сказано: "И душу которую сделал в Харане". Немедленно открылся ему Господин всего, Благословенный - навсегда Его имя, усадил его у Себя, поцеловал в голову, назвал именем Авраам, мой любимец, установил с ним и с потомством его союз навечно, как сказано: "И поверил в Творца и зачиталась ему праведность". Установил с ним союз между десятью пальцами рук - это союз языка. И между десятью пальцами ног - это союз крайней плоти. Привязал двадцать две буквы Торы к языку его, открыл Аврааму тайну свою, очистил водой и поджог их огнём, развеял ветром и сжег семью (7), распределил их между двенадцатью созвездий.
|